
За ночь снегу намело немерено. Кое-как, по мере своих возможностей, я скинул его с машины так, чтобы можно было в неё сесть и отправиться по делам. Правая же сторона авто была припёрта сугробом, поэтому не смог её обработать. «Встану где-нибудь и почищу правый бок», - успокоил я свою совесть. В голову пришла вполне рациональная мысль о том, что встречный ветер всё сдует. А тогда и вылезать на двадцатиградусный мороз не понадобиться. Второй вариант мне очень понравился.
И действительно, по мере движения за мной тянулся густой, длинный снежный шлейф. На некотором расстоянии сзади следовал небольшой серо-коричневого автомобиль неизвестного мне производителя, дворники которого непрерывно работали. Когда улица из одноколейки перетекла в полутораполоску, мой преследователь предпринял лихую попытку, впритирку, обогнать меня справа. Она ему удалась, и мы поменялись местами. Я держался от него на некотором удалении, ожидая какого-нибудь подвоха.
Его маневр не встретил с моей стороны никакого понимания. Не зло, а скорее философски я рисовал себе картину того, чтобы могло бы произойти — удар, повреждены два крыла, две двери. От удара я мог бы выскочить на встречную полосу… Предстояло бы часами дожидаться гаишников только для того, чтобы они признали меня виновным, поскольку у меня была угроза справа... А в это время по радио выступал какой-то эксперт по страхованию, который утверждал, что компании завалены исками, которых они не могут удовлетворить. Причина банальна — санкции, дефицит запчастей, что повлекло за собой резкий роста цен на них и увеличение стоимости ремонтных работ.
Поэтому рассчитывать на полное возмещение ущерба можно только в том случае, если протоколы будут оформлены представителями ДПС.На светофоре в очередь на левый поворот я встал за «лихачом». Калужские номера, на багажнике эмблема тигра. Ждать стрелку предстояло 120 секунд. Вдруг из машины с щёткой в руке выскочил гражданин одной из центрально-азиатских республик и быстренько, широко улыбаясь и кланяясь, счистил практически всё, что я не дочистил! Я был в позитивном шоке и умилении. Открыл окно и несколько раз прокричал:
- Ой, спасибо тебе, дорогой!
Когда загорелась стрелка, он вскочил машину, трижды мигнул габаритными огнями в знак благодарности непонятно за что и покатил в сторону Киевского шоссе. Меня переполняла гамма чувств: стыд за не расчищенную машину, лень и подозрительность, признательность, уважение, сожаление, что я не смог никак отблагодарить парня.
Я вспомнил, как накануне молодой азиат по своей инициативе помог мне дотолкать по не чищенному тротуару продуктовую тележку до машину и поставить пакеты в багажник. Когда я предложил ему деньги, он отказался. Я настаивал, потому что считаю, что оказанная услуга должна быть вознаграждена. Он вновь отказался:
- Я ничего такого не сделал. Просто помог поставить пакеты в багажник.
Возник вопрос, а вышел бы я из машины, чтобы очистить от снега автомобиль незнакомого человека? Не сейчас, конечно, а когда был помоложе, по шустрее и расторопнее. Пришёл к твёрдому выводу — нет. Даже если бы за рулём был инвалид или красивая девушка. Мне бы даже в голову не пришла такая странная мысль!
Американская ассоциация менеджмента (АМА) периодически рассылал по почте своим члена небольшие, но полезные советы или рекомендации. Например, стоит ли поощрять или пресекать романтические отношения среди сотрудников, чтобы повысить производительность труда. Или сколько нужно выпить спиртного, чтобы без последствий можно было управлять автомобилем. На базе этих исследований я вывел для себя норму потребления алкоголя в час. Оказалась очень полезной штукой, учитывая количество посещаемых мною приёмов, деловых встреч и светских раутов.
Однажды АМА совместно с департаментом полиции Нью-Йорка подготовила список вопросов, чтобы члены ассоциации смогли самостоятельно оценить качество своего вождения автомобиля. Были выведены четыре категории водителей: «Примерный», «Хороший», «Надо совершенствоваться», «Не следует садиться за руль». Конечно же, я не помню всех вопросов! Однако помню разъяснение, почему не попал в высшую категорию. Отличный и ответственный водитель, говорилось в анкете, при обнаружении на проезжей части опасный для движения предмет сманеврирует таким образом, чтобы удалить предмет с дороги, даже если это нанесёт ущерб его автомобилю или приведёт в негодность покрышку колеса. Мой вариант ответа мне казался более ответственным. Я бы остановился, включил аварийные огни и удалил предмет с дороги. Но мне и в голову бы не пришло калечить своё авто и мучиться с заменой колеса!
В Таллинне на переполненной стоянке искал парковочное место. Сделал несколько кругов — безрезультатно. В зеркало заднего вида заметил машущего мне рукой мужчину. Я остановился. Незнакомец поспешил ко мне и, подбирая русские слова, сказал, что они с семьёй уезжают, и он подождёт, когда я подъеду. Он показал, где запаркован автомобиль и как к нему быстрее добраться. Я спросил себя: «А как бы поступил ты?» Скажу честно, ни за кем не побежал бы, чтобы предложить своё место…
В Лондоне я сдавал на водительские права дважды. Перед последней сдачей у меня было ночное дежурство. Мой напарник, телетайпист Кеннет, никогда не опаздывал на смену, в отличие от его коллег нигерийца Обасси, пьяницы и профсоюзного функционера Майка. Не опаздывал, потому что в это время начинался его любимый полицейский сериал «Коджак» с Телли Саваласом. Перед началом просмотра огромный, щербатый кокни, с трудом закончивший школу, который читал только газету «Сан», начиная с третьей полосы, где проводился конкурс «Лучшая женская грудь года», поинтересовался, когда я сдаю экзамен. «Через 14 часов», - ответил я. Сорокалетний Кен, который незадолго до этого купил первый в жизни костюм на свадьбу своей младшей сестры и облил его пивом, демонстрируя его в пабе своим дружкам, дал мне напутствие, которое я постоянно вспоминаю.
Сдашь, сказал он многозначительно, водрузив ноги в рабочих тапках на свободный корреспондентский стол. Если будешь джентльменом на дорогах. Экзаменатор сразу почувствует, что ты уважаешь людей и за рулем, и на тротуаре. Не пытайся извлечь выгоду за счёт других — пропусти, уступи, потерпи, подожди. И люди также будут относиться и к тебе — пропускать, уступать, ждать. Конечно же, я не обратил никакого внимания на советы человека, у которого не было автомобиля и который за рулём бывал только тогда, когда родственники просили съездить с ними за покупками на их же транспорте, чтобы избежать лишних расходов на парковку.
Но очень скоро я понял глубокий смысл сказанного им. Уже после получения водительского удостоверения я ехал в часы пик в горку по улице, которая выходила на пересечение пяти улиц. Когда я добрался до главной дороги и должен был её пересечь, не справился с переключением скоростей. Мотор заглох, и машина медленно поползла вниз. Вместе со мной, молча, без каких-либо сигналов, поползли автомобили, которые выстроились за мной. Я пытался совладать с ситуацией, но не смог. В одночасье движение на всех пяти улицах остановилось, и все водители фарами показали, чтобы я не нервничал и проезжал спокойно. Выехав на пустой перекресток и высунув руку в окно, помахал всем в знак искренней благодарности. В ответ услышал короткие гудки понимания со всех сторон.
После завершения всех дел я возвращался домой в хорошем расположении духа. На улице, которая ведёт к моему дому, увидел группу людей, которые спешили выбраться из лабиринта снежных завалов. Я остановился и показал фарами, что въезжать на дорогу не буду, пока они не выйдут. Вдруг раздался стук кулаком в стекло. Я открыл окно и увидел не очень старого представителя дремучих славянских племён, который заорал на меня:
- А х...ли ты встал и перегородил проезд?!
- Впереди идут люди. Не будут же они залезать в сугроб, чтобы пропускать нас. Сейчас пройдут, и мы поедем.
- Да х… с ними! Это проезжая часть, а не тротуар. Давай, двигай, козёл!
И стукнув ногой по моему колесу, пошёл к китайскому «Танку».
А как хорошо начинался этот субботний день…
Игорь Макурин
Переделкино
Февраль 2026
Читайте также:
Свежие комментарии