В «Ашане» столкнулся со знакомым, но ни имени, ни фамилии вспомнить не мог, поэтому и задал дурацкий вопрос: «Привет, где пропадал?»
- В Назарбахе!
- Горном? - сразу не сообразив, о чём идёт речь, спросил я.
- Северном! В Абылайхане на Наурыз мейрамы! Ладно, не бери в голову, это шутка! – рассмеялся он, увидев моё замешательство. - В Петропавловске был в командировке на «Тяжмаше».
- А коньяк, Абылайхан, при чём?»
- Ни при чём. Казахи хотят Петропавловск переименовать в Абылайхан, ну хан такой был, которого все казахи великим признавали. Но Абишевич не даст, ему конкуренты по величию не нужны. Извини, меня жена в машине ждёт. У тебя телефон тот же? Я тебе позвоню, ты мне нужен. - И убежал в экспресс-кассу.
«Ну, это вряд ли, - подумал я. - Наверно он тоже не мог вспомнить, с кем разговаривал».
Но эта короткая беседа не выходил из головы. Я вспомнил, что во время трансляции из Нур-Султана футбольного матча Россия-Казахстан комментаторы пояснили, что в стране трехдневные выходные по случаю весеннего праздника Наурыз мейрамы, что-то вроде масленицы, и именно поэтому у них такие радостные лица.
Вспомнил, как телекамера на несколько секунд задержалась в ложе на шесть персон – трон с новым, по-детски радующимся президентом Касым-Жомартом Токаевым, «правая рука самого», «левая»; сзади – три важных функционера, но уже второго ряда. Мне, закончившему МГИМО, было приятно, что второй по счёту выпускник моего ВУЗа стал президентом своей страны. Жаль только, что «стал», а не «победил на выборах» или «добился победы в ходе президентской гонки»…
Вспомнил не очень удобный стул в небольшом кабинет председателя Совета директоров ОАО «Мосуралбанк» Геннадия Васильевича Колбина. То были «лихие 90-е». Здесь в узком кругу уральских «оборонщиков», которые помогали создавать этот банк, отмечали завершение какого-то проекта. Занимались обычным прожектёрством - возрождали отечественный ВПК, который неминуемо должен был спасти Россию от краха, защитить от всех врагов. Сетовали, что «Петропавловский завод тяжёлого машиностроения» оказался в другой стране, а то бы… Всякие робкие напоминания о том, что чрезмерные непроизводительные военные расходы привели экономику страны к полному банкротству, пресекались по-дружески решительным: «Да ты ни х…на х… не понимаешь… !»
Что, в общем-то, было правдой…
Как возник разговор о Нурсултане Назарбаеве - не помню, но в память врезалась короткая фраза Колбина, сказанная спокойно, даже как-то безразлично: «Он умный и очень хитрый лис. Переиграет любого. Он переиграл Кунаева, переиграл Горбачёва, переиграет и Ельцина (о Путине мы тогда ничего ещё и не слышали - прим. автора,). Его мечты совпали с его целью, и он её добился. Стал хозяином».
Тогда я не обратил никакого внимания на эту фразу.
Во-первых, меня не интересовали проблемы Казахстана. Совсем.
Во-вторых, я воспринял эти слова как выражение некой обиды за карьерные поражения. Кандидатура Второго секретаря компартии Грузии Геннадия Колбина уже была одобрена на самом верху для назначения на престижную для старта вверх должность первого секретаря Свердловского обкома КПСС. Но на этом месте в результате каких-то подковёрных интриг оказался Борис Ельцин, человек, стоявший в партийной иерархии на несколько ступеней ниже. А назначение Геннадия Васильевича на должность Первого секретаря компартии Казахстана, вообще, обернулось кровавым «декабрьским восстанием» молодёжи в 1986 году. Оно проходило под лозунгами «Каждому народу - свои вожди!», «Нет диктатуре Москвы!», «Ни одной привилегии ни одному народу!», которые потом нашли отражение в так называемой «переходной конституции Республики Казахстан» 1993 года.
По свидетельству моего давнишнего приятеля, одного из помощников бывшего председателя КГБ Владимира Крючкова и имевшего глубокие корни в Казахстане, первоначально существовала версия о том, что за беспорядками стоял друг и соратник Леонида Брежнева Динмухамед Кунаев. Он, якобы, решил отомстить Горбачёву за то, что был снят с должности Первого секретаря ЦК Компартии Казахстана за несколько месяцев до своего 75-летия и получения полагавшейся в таких случаях золотой звезды «Героя Социалистического труда». Четвёртой по счёту. Но позднее появилась информация о том, что вдохновителем волнений был молодой и энергичный Председатель Совета Министров КазССР Нурсултан Назарбаев, давно метивший на место Кунаева. Именно Назарбаев вызвался лично выезжать на встречи со студентами в вузы Алма-Аты и по республике и «разруливать» конфликтные ситуации, тем самым демонстрируя свои лидерские качества.
Собранные факты и информация, как говорили, передали «на верх», но они были проигнорированы. А может быть доложили, но не всё, и не так, и не под тем углом. Может быть доложили, но не тому. Или вообще, только сделали вид, что доложили, что бывает очень часто. Это сейчас может знать только один человек, если, конечно, помнит, или захочет вспомнить.
Сопоставив всё вышесказанное, у меня сформировалось совершенно определенное мнение о том, что произошло 19 марта 2019 года. А именно:
-Главная цель всей жизни Назарбаева – войти в историю единственным великим казахом, признаваемым и уважаемым всеми тремя жузами и всеми соседями. Его должны почитать грядущие поколения как собирателя земель, которых у кочевых народов не было, единственного отца-основателя независимого, суверенного и преуспевающего государства.
- Нурсултан Назарбаев начал выстраивать пирамиду величия Елбасы – лидера нации - и работать над созданием эффективной системы преемственности не 10 декабря 1991 года, когда подписал принятый парламентом Закон о переименовании Казахской ССР в Республику Казахстан, и не 12 декабря того же года, когда издал указ о реабилитации граждан, привлеченных к ответственности за участие в декабрьских событиях 1986 года. Это произошло намного раньше, когда в 39 лет Нурсултан Абишевич по протекции Кунаева стал секретарём ЦК Компартии Казахстана.
- Разрабатывая стратегию достижения своего величия, он внимательно изучает опыт подобных авторитарных правителей. Он сделал выводы из ошибок Каримовых, которые лишились всего «нажитого непосильным трудом», а наследница Гульнара оказалась в тюрьме. Из успешной передачи власти из рук отца в руки сыну в Азербайджане. Он понял, каким должен быть Второй президент Казахстана, просмотрев кадры переговоров Дмитрия Медведева с Бараком Обамой, когда президент США с энтузиазмом рассказывал о путях перезагрузки российско-американских отношений. Внимательно выслушав мечтания американца, Третий президент России с улыбкой заверил, что «он всё точно передаст Владимиру». Разве генерал-полковник СВР Сергей Иванов смог бы такое сказать? Поэтому за одно неудачное сравнение своей роли в КГБ и Путина в интервью английской газете 2 миллиона плакатов «Иванов – наш президент!» в одночасье пошли под нож.
- Переписывание Конституции и постоянное внесение в неё поправок, уточняющих его величие, принятие конституционного закона «О Первом Президенте Республики Казахстан» 2000 года, изменение название закона на «О Первом Президенте Республики Казахстан — Лидере Нации» 2010 – всё это работа над чужими ошибками отличника школы СНГ.
- Елбасы нездоров. Разговоры о степени его недуга возникают всё чаще и чаще. Хотя современная медицина позволяют держать его на плаву уже несколько лет, он сам понимает, что длится до бесконечности это не может. Ему надо завершать планировавшуюся десятилетиями операцию «Моё Величие». Хочу подчеркнуть – не операция «Преемник», а именно «Величие».
- 19 марта 2019 года она перешла в финальную стадию - он с расчётом, но добровольно ушёл в отставку. В стране появился конституционно легитимный Второй, а не исполняющий обязанности, президент республики. Елбасы передал ему вполне уважаемую в международном сообществе страну с урегулированными мирным путём границами, со стабильно развивающейся экономикой, в которой государственная политика направлена на постепенную её диверсификацию и обеспечение глобальной конкурентоспособности Казахстана. По данным Всемирного банка, в 2019 году рост ВВП Казахстана составит 3,5%. Евразийский банк подсчитал, что доля населения с доходами ниже черты бедности снизилась с максимального уровня 46,7% в 2001 году до 2,7% в 2017, а ожидаемая продолжительность жизни за аналогичный период выросла с 65,8 до 73 лет. Население страны достигло почти 19 млн. человек, а годовой его прирост составляет 1,55%.
- Теперь все проблемы страны, это проблемы президента Токаева. Если что-то пойдёт не так, казахи буду говорить, что при Назарбаеве было лучше. Если всё будет хорошо - «Спасибо Елбасы, что поставил страну на правильные рельсы». Конечно же, Назарбаев будет наблюдать и контролировать действия нового президента, следить за созданной им же элитой и действиями оппозиции. Ему для исторического имиджа нужно провести максимально чистые выборы 20 декабря будущего года, если объективные обстоятельства, конечно, не вынудят его спешить. Это - транзит власти протяженностью с 2 года. Будут ли манипуляции? Скорее всего да. При авторитарном режиме по-другому и быть не может.
- Одним из важнейших элементов проведённой операции, как представляется, было максимальное отдаление от Владимира Путина. Его ставка на силу и «политику хаоса» вызывала у казахского лидера нарастающее беспокойство, начиная с событий в Грузии 2008 года. Ситуация на Украине и вокруг Крыма, высказывания Путина 2014 года на Селигере о государственности Казахстана и выгоде «оставаться на просторах большого русского мира», выборы в США и во Франции, давление на белорусского «батьку», убедили Назарбаев в том, что единственный человек, который смог бы сорвать его планы, был и есть президент России. Судя по всему, он со всей серьёзностью посчитал, что Москва попытается повторить в Северном Казахстане то, что уже она проделала в Грузии и на Украине – посеет смуту и приберёт к рукам всё, «что плохо лежало» с её точки зрения. И неслучайно Путин узнал о решении президента Казахстана уйти за 2 часа до его объявления.
- Теперь Назарбаеву не нужно отвечать на телефонные звонки Путина, отчитываться о проделанное работе и делиться с ним своими планами. Теперь он освобожден от личных встреч и разговоров о наследнике, от участия в мероприятиях, организуемых Кремлём по «сплачиванию братских народов» и по обеспечению коллективной безопасности. Для этого есть полноправный по Конституции президент Токаев.
- Судя по растерянности и невнятной реакции Кремля на последнее общение Назарбаева с Путиным, между двумя странами намечаются, как мне кажется, цивилизационные, переломные изменения. Перевод казахской письменности с кириллицы на латиницу, трёхязычье в школах, решение использовать только казахский язык на заседаниях парламента в Нур-Султане, появление на сцене президента, пользующегося Twitter и который, ко всему прочему, был заместителем генерального секретаря ООН, генеральным директором отделения ООН в Женеве и личным представителем генсека ООН на Конференции по разоружению, а не фанатом вооружений - всё это может служить мне сигналом того, что западные ценности, скорее всего, начнут вытеснять из Казахстана ценности русского мира. Может быть запланированный на 3 апреля визит президента Токаева в Москву даст какие-то ответы на вопрос, правильно ли я воспринял этот сигнал.
Как говорят в Одессе, «будем посмотреть».
Игорь Макурин
Свежие комментарии