
В конце марта – начале апреля резко обострилась ситуация в Ливии. Фельдмаршал Халифа Хавтар начал наступление на столицу страны Триполи, где находится формальное правительство страны во главе с премьер-министром Фаизом Сараджем.
Внешне все выглядит так, будто мятежный генерал задумал осуществить очередной военный переворот, которые в этой части планеты дело частое.
Мировая общественность осудила военные действия, Совет безопасности ООН пригрозил «наказать», все дружно призвали сесть за стол переговоров.Самое забавное, что такие переговоры были назначены уже давно и должны состояться 14 апреля. Еще более интересен тот факт, что и Хавтар, и Сарадж, заявили, что обязательно их проведут. Вот так, на ходу, не прекращая военных действий.
Фото: globallookpress.com Премьер-министр Ливии Фаиз Сарадж

Ливия, после свержения Муамара Каддафи, находится практически на грани развала и назвать ее единой страной можно, разве что, по привычке. Официально страной руководит премьер-министр Фаиз Сарадж, которого признали все страны. Но беда в том, что он явно заигрывает с исламскими фундаменталистами или, как минимум, не способен им противостоять.
Западные страны, после арабской весны, начали приходить в сознание и понимать, что революция в таких отсталых странах еще не означает приход демократии. Чаще всего наоборот – к власти рвутся религиозные фанатики и страна лишается даже тех немногих демократических признаков, которые были раньше.
Особенно наглядно это продемонстрировал Египет, который после свержения режима Хосни Мубарака начал просто стремительно превращаться в ортодоксальное государство.
Ситуацию спасли египетские военные, который вновь совершили переворот и приструнили исламистов. Запад вздохнул с облегчением, хоть и осудил недемократические методы оппонентов Мурси.Нечто подобное сейчас происходит и в Ливии. Фельдмаршал Халифа Хавтар несмотря на свои 76 лет, самый авторитетный и опытный военачальник в стране. Более того, он один из тех, кто привел к власти Каддафи и долгое время был его любимчиком. Хавтар руководил ливийским военным контингентом во время семидневной войны арабов с Израилем.
В семидесятых годах прошлого века полковник Хавтар учился в Советском Союзе и закончил Высшие командирские курсы «Выстрел». Прекрасно говорит по-русски. Поэтому Россия поддерживает именно его, полагая, что с помощью Хавтара сможет занять ключевые позиции в регионе, о чем «Суть Событий» уже писали.
Но все поменялось в 1987 году во время конфликта Ливии и Чада. Ливия ту войну по факту проиграла, и вот когда уже было объявлено перемирие, Хавтар попытался начать наступление, но был совершенно разгромлен, войска понесли огромные потери, а сам он и еще несколько сотен военнослужащих попали в плен.
Фото: globallookpress.com

Каддафи публично отрекся от некогда любимого генерала, чем вызвал его ярость и ненависть. Хавтар превратился в активного противника ливийского лидера, связался с оппозицией, которая скрывалась в Чаде и, бежав из тюрьмы, начал готовить поход на Триполи. Но Каддафи его опередил и устроил переворот в самом Чаде. Хавтара и других ливийцев срочно эвакуировали американцы.
Помыкавшись по странам Африки Халифа Хавтар внезапно оказался в Америке, где и прожил 20 последних лет в Вирджинии, получив за какие-то заслуги гражданство этой страны. И вот вдруг мы его обнаруживаем на юге родной Ливии, где он возглавляет значительные вооруженные силы и в звании фельдмаршала, которое ему присвоили уже после гибели Каддафи.
Хавтар ведет достаточно успешное наступление на столицу страны Триполи, правда периодически верные премьер-министру войска оказывают ему заметное сопротивление – сумели даже отбить разрушенный столичный аэропорт, вся ценность которого во взлетно-посадочной полосе.
Фото: globallookpress.com

Ливия – это зона стратегических интересов Италии и Франции, все остальные игроки здесь стараются особо не выпячиваться, оставаясь на второстепенных ролях. Но цель у них всех, похоже одна – не допустить развала страны и исламизации этой территории. К тому же основной поток мигрантов в Европу составляют ливийцы и ЕС кровно заинтересован в его прекращении. Кроме того, Ливия – это нефть и нельзя допустить, чтобы нефтедоллары оказались в руках тех, кого причисляют к террористам.
Поэтому все осуждают Хавтара, но все его втихаря поддерживают. Израиль, против которого когда-то воевал фельдмаршал, заявил о его поддержке почти открыто.
Вполне возможно, что наступление Хавтара было предпринято именно для усиления его позиций накануне переговоров 14 апреля. Кажется, все пришли к выводу, что ситуацию в Ливии пора несколько «взбодрить», пока вялотекущая исламизация региона не превратилась в свершившийся факт и не появилась серьезная головная боль в нескольких километрах от южных границ Европы.
Свежие комментарии